История Московской области

»

История Московской области

Официально начало Московской области было положено в 1929 году. Но история региона началась намного раньше. Так, первые поселения человека, обнаруженные у села Льяново в верховьях Клязьмы, относятся ко второму тысячелетию до н. э. Свидетельством давней истории области служат и многочисленные курганы и городища железного века. А славянские племена Кривичей и Вятичей начали заселять территорию современного Подмосковья на рубеже VIII-IX веков. Москва-река разделяла два этих племени: Кривичи жили севернее, а Вятичи — южнее. Здесь же проходили водные торговые пути, соединенные волоками. А в XI-XIII веках начали возникать города, где сосредотачивались ремесло и торговля.


В середине XIII века в Ростово-Суздальской земле был образован Московский удел. Название ему дал город Москва, о происхождении имени которого ходит немало легенд.
Московский удел в качестве приданого за женой получил князь Даниил. Он любыми способами стремился приумножить свои владения и богатства. Поэтому в 1300 году Даниил забрал у Рязани Коломну и все ее владения севернее Оки. Следом с сыном Юрием они завоевали Можайск. Таким образом, все течение Москвы-реки оказалось под контролем.
А с 1304 года Юрий Данилович начал борьбу за Великое княжение с Тверским князем. И в 1328 году он первым из Московских правителей получил ярлык на великое княжение. А его брат — Иван Калита — добился главенства Москвы над другими княжествами.
Политика собирания русских земель продолжилась особенно активно после Куликовской битвы. Именно там, по словам В.О. Ключевского, родилось национальное государство Московское.
Многие города Подмосковья строились как мощные крепости для защиты границ. Но постоянное расширение территории приводило к тому, что противник попросту обходил крепости и шел к Москве напрямую. Те города, что оказывались далеко от границ, постепенно теряли свое оборонное значение. Но над южной частью Московского удела угроза татарского нападения висела еще очень долго. И природа Подмосковья будто сама позаботилась об укреплении границы: «пояс Пресвятой Богородицы» реки Оки был надежной преградой для врагов. А сторожевые отряды московских князей бдительно охраняли речные броды и переправы.
При Василии Темном строительство на Руси замерло. Причиной тому было несколько событий: нашествие Едигея в 1408 году, эпидемия чумы в 1418 году, неурожаи и длительные кровавые междоусобицы. Но в 1462 году великий московский князь Иван III получил престол, не посещая Орды. Это дало возможность ему возобновить строительство мощных каменных кремлей на границах Московии. А стояние на Угре в 1480 году освободило Русь от татарского ига.
Но большинство жителей Подмосковья жило в небольших селениях — деревнях, хотя это название и появилось лишь в XIX веке. Деревни ставились на лесных землях, поэтому ученые связывают название со словом «драть» — то есть выдирать землю из леса. Обычно деревни ограничивались 3-5 дворами, а окрестные земли осваивали под пахоту. После того как на пути из Москвы в Ярославль встал Троице-Сергиев Монастырь к нему потянулись многочисленные паломники. На богомолье туда ходили даже члены царской семьи. Поэтому на пути от бывшего села Алексеевское (современный район в черте Москвы) появилось несколько путевых дворцов, церквей и станций для путников и ямщиков. За день можно было преодолеть путь в 30-35 километров, именно на этом расстоянии друг от друга ставились ямы, из которых со временем выросли города и поселки.
А в XVI веке ямская служба стала играть очень большую роль, и многие подмосковные села и города стали ориентироваться на обслуживание нужд столицы. В XVII веке с появлением текстильной фабрики во Фряново началось промышленное развитие области.
В 1708 году по указу Петра I была образована Московская губерния, куда вошла большая часть современной Московской области. С переносом столицы из Москвы в Санкт-Петербург значение Подмосковья как хозяйственного центра начало падать, но тем не менее мануфактурная и фабричная промышленность в Московской губернии продолжала активно развиваться. Также немаловажное значение играла торговля, где важной артерией была Ока. А к концу XVIII века многие города Подмосковья получили регулярную планировку, здания общественных центров и присутственных мест.
После того как по территории Московской губернии прошла первая железнодорожная линия (из Москвы в Санкт-Петербург), населенные пункты близ «чугунки» получили мощный стимул для развития. Тогда как поселения вдали от путей нередко угасали.
XIX-XX века вошли в историю двумя кровопролитными войнами — нашествием Наполеона в 1812 году, захлебнувшемся на Бородинском поле, и Великой Отечественной войной 1941-1945 годов, переломным сражением которой стала битва за Москву. С сентября 1941 по февраль 1942 года вся западная часть Подмосковья представляла собой поле битвы с фашистскими агрессорами. Наступление немецкой армии удалось остановить, а линия фронта была отодвинута на 100-250 км от Москвы. Память об этих событиях сохраняют многочисленные мемориальные объекты.
Конечно, события советского времени нашли отражение в истории Московской области. Например, возвращение столицы в Москву в 1918 году способствовало подъему промышленности. Но при этом сохранялись и развивались народные промыслы, которые уходили своими корнями далеко в глубь веков: гончарство, ткачество, резьба по дереву, лаковая миниатюра — чего тут только нет! И все это хранит память о древнерусском узорочье.
В 1930-е годы в Московской области появился канал имени Москвы. А антицерковная деятельность привела к закрытию и уничтожению многих церквей и храмов, которые были приспособлены под склады, гаражи, овощехранилища. Тем не менее церкви остаются самыми многочисленными памятными сооружениями Подмосковья. Они сохранились более чем в 1 000 населенных пунктов, хотя большинство из них утратило свой первозданный вид, а многие еще ждут восстановления. Однако по внешнему и внутреннему убранству храмов Московской области можно проследить не только смену архитектурных стилей в России, но и увидеть четкое следование символике христианства.
В архитектурном наследии Подмосковья особое место занимают усадьбы и дворцово-парковые ансамбли. В Московской области их было наибольшее количество — около трех с половиной тысяч. Но после отмены крепостного права в 1861 году и в годы Советской власти многие усадьбы были разграблены. До наших дней полностью сохранилось только около 50 усадеб, и лишь немногие из них открыты для туристов. Тем не менее даже в тех, что доступны для посещения, можно увидеть, как по-разному владельцы использовали свои дома со службами и парками. Кто-то устраивал в доме что-то вроде музея с собраниями живописи, скульптуры и мебели, как, например, в Архангельском. Кто-то, большое значение придавал конюшне или псарне. Кто-то — домашнему театру. А иногда владельцы организовывали и небольшие «мануфактурные затеи», как, например, ткацкая мануфактура в Ольгове или суконные заводы в Остафьеве. В общем, у каждого подмосковного помещика была своя маленькая гордость — первоклассные псы, каскадные пруды с карасями, винный погреб или просто лучший кузнец в уезде.
В Подмосковье много мест с такими названиями, в которые и ехать-то страшно: Безобразово, Бешенково, Большое Страшнево, Буйгород, Вражеское, Злобино, Жестоки, Могильцы. Есть и менее символичные — Поселок Дачный КГБ, Госконюшня, Жилконцы, поселок Случайный, деревни Тупицино, Пустое Рождество, Крольчатник, Лохино, Лохинский 2-ой, Бухолово, Чухолово. А населенных пунктов с производственными названиями еще больше: Электроизолятор, Керамический участок, 2-ая Пятилетка, Туберкулезного Санатория №5, Летчик-испытатель, Кардо-Лента, Института Полиомиелита, Дорожно-Эксплуатационного участка, Обновленный Труд, Общественник, МИС 2-ого участка. Есть и просто не очень благозвучные названия: Свиноедово, Вонякино, Выпуково, Брехово, Дыдылдино… Но дело ведь не в названии, а в красоте этого края!
Московская область была и остается регионом с самой плотной транспортной системой. Двенадцать дорог выходило через 12 застав из Москвы и вело во все концы России.
Еще две дороги — Москва-река и Ока, а также мощная система железнодорожных путей связали Подмосковье с самыми отдаленными уголками страны, тесно переплетая их историю и культуру. Ну что, в путь?
Рейтинг